Заседание клуба «Русское Средневековье» пройдет в ИИМО
Приглашаем на заседание клуба «Русское средневековье», которое состоится 7 апреля 2020 г., в 14.00 в рамках Недели академической мобильности ИИМО. Для подключения к онлайн-трансляции заседания на платформе Microsoft Teams необходимо перейти по ссылке.
Основной докладчик – к.и.н., доцент, заведующий кафедрой отечественной истории средних веков и нового времени А.В. Кореневский. Аннотация доклада представлена на странице новости.
Сокровенные смыслы средневекового ритуала:
«шествие на осляти» и «Повесть о белом клобуке»
(неоконченное текстологическое путешествие)
А.В. Кореневский
«Повесть о новгородском белом клобуке» – одно из самых загадочных произведений русской книжности позднего средневековья. Нам неизвестно не только имя его автора и обстоятельства, побудившие к написанию, но и время возникновения данного текста: одни аргументы как будто отсылают к эпохе Ивана III, другие столь же явно свидетельствуют в пользу более позднего времени – 60-х, если не 80-х годов XVI столетия.
В повести излагается легенда о римском происхождении символа святительского сана, а в ее пространной редакции упоминается идеологема Третьего Рима, но существует ли какая-либо связь между этим произведением и сочинениями инока Филофея о Москве – Третьем Риме?
Рим, образ которого символизирует вечность церкви и христианского царства, является системообразующим элементом как идейной, так и сюжетной конструкции повести. Но в какой связи с этим произведением находится Рим не символический, а реальный? Если верить так называемой «Посыльной грамоте», предпосланной повести, то в самой прямой, но подавляющее большинство исследователей считает «грамоту» подложной…
Еще одна загадка повести – завершающее его «Написание» новгородского архиепископа Геннадия, извещающее об учреждении владыкой обряда, воспроизводящего евангельский сюжета Входа Господня в Иерусалим. Но из текста повести невозможно понять, какое отношение это действо имеет к сюжету о белом клобуке? Тем не менее, источники доподлинно свидетельствуют о совершении данного ритуала во времена архиепископа Геннадия, а примерно с середины XVI в. и вплоть до Петровских преобразований эта церемония, известная как «шествие на осляти», регулярно совершался в Москве с участием царя и предстоятеля церкви.
Во всех этих загадках нам и предстоит разобраться…