Календарь событий ИИМО

Добавьте календарь ИИМО в свой аккаунт Яндекс, чтобы следить за всеми событиями. Яндекс.Календарь

Далее

Онлайн-лекции курса "История" …

  Расписание онлайн-трансляции лекций по дисциплине «История» для первокурсников подразделений ЮФУ (осенний семестр 2021-2022 учебного года).  Для...

Далее

Школа юного историка

Институт истории и международных отношений проводит набор в Школу юного историка

Далее

Дни открытых дверей

25 сентября 2021 г. в 11.00 мы ждем Вас в гости!

Далее

Курсы подготовки к ЕГЭ по истории и обще…

Ведется набор групп годового курса.

Далее

Финансовая грамотность (обучение учителе…

Проект «Обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением» (№ FEFLP/QCBS-3.37)   Учебно-методические...

Далее

Финансовая грамотность (обучение студен…

Проект «Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального...

Далее

Заседание клуба «Русское Средневековье» пройдет в ИИМО

Опубликовано в Новости

Приглашаем на заседание клуба «Русское средневековье», которое состоится 7 апреля 2020 г., в 14.00 в рамках Недели академической мобильности ИИМО.  Для подключения к онлайн-трансляции заседания на платформе Microsoft Teams необходимо перейти по ссылке.

Основной докладчик – к.и.н., доцент, заведующий кафедрой отечественной истории средних веков и нового времени А.В. Кореневский. Аннотация доклада представлена на странице новости. 

 


Сокровенные смыслы средневекового ритуала:
«шествие на осляти» и «Повесть о белом клобуке»
(неоконченное текстологическое путешествие)

А.В. Кореневский

«Повесть о новгородском белом клобуке» – одно из самых загадочных произведений русской книжности позднего средневековья. Нам неизвестно не только имя его автора и обстоятельства, побудившие к написанию, но и время возникновения данного текста: одни аргументы как будто отсылают к эпохе Ивана III, другие столь же явно свидетельствуют в пользу более позднего времени – 60-х, если не 80-х годов XVI столетия.
В повести излагается легенда о римском происхождении символа святительского сана, а в ее пространной редакции упоминается идеологема Третьего Рима, но существует ли какая-либо связь между этим произведением и сочинениями инока Филофея о Москве – Третьем Риме?
Рим, образ которого символизирует вечность церкви и христианского царства, является системообразующим элементом как идейной, так и сюжетной конструкции повести. Но в какой связи с этим произведением находится Рим не символический, а реальный? Если верить так называемой «Посыльной грамоте», предпосланной повести, то в самой прямой, но подавляющее большинство исследователей считает «грамоту» подложной…
Еще одна загадка повести – завершающее его «Написание» новгородского архиепископа Геннадия, извещающее об учреждении владыкой обряда, воспроизводящего евангельский сюжета Входа Господня в Иерусалим. Но из текста повести невозможно понять, какое отношение это действо имеет к сюжету о белом клобуке? Тем не менее, источники доподлинно свидетельствуют о совершении данного ритуала во времена архиепископа Геннадия, а примерно с середины XVI в. и вплоть до Петровских преобразований эта церемония, известная как «шествие на осляти», регулярно совершался в Москве с участием царя и предстоятеля церкви.
Во всех этих загадках нам и предстоит разобраться…