Наука

Опубликовано в Наука

Содержание материала

 
Рождение кургана
 
Курганы – это своего рода визитная карточка донских древностей. На территории Ростова в прошлом высились сотни этих искусственных надмогильных насыпей. Время и человек снивелировали большинство городских курганов, но при земляных работах периодически встречаются бывшие подкурганные погребения самых разных эпох: от меднокаменного века до средневековья. При поездке за город  у обочины  шоссе или на окрестных полях можно насчитать от одной до нескольких древних курганных насыпей. До начала лета 2018 года один из таких курганов, имевший солидные размеры (высотой до 5 м и диаметром свыше 80 м), стоял вплотную к федеральной автотрассе М-4 на участке в 2,5 км к северу от пригородной к Новочеркасску станицы Грушевской, и в 2 км к западу от хутора Веселого. Он располагался на берегу пересохшего ерика – древнего русла реки Тузлов. Пришло время расширения автодороги, при котором курган должен был быть полностью снесён. Эта угроза потребовала его раскопок.
Работы продолжались четыре месяца и привели к открытию ярких древностей донского края. Но речь не идет об очередном не ограбленном скифском или сарматском захоронении и даже не о могиле хазарского или золотоордынского война. Насыпь кургана скрывала докурганный мегалитический могильник эпохи энеолита-ранней бронзы. По отдельности могильники и курганы хорошо известны. Уникальность находки у х. Веселый заключается не только в соединении двух объектов, но в их взаимосвязи и преемственности.
Более 6 тысяч лет назад на берегу реки люди похоронили в обширной квадратной яме своего соплеменника, знатного мужчину 18-20 лет.  Мы не ошиблись: в давние времена в этом возрасте человек мог достичь многого: стать удачливым воином, умелым охотником, вождем племени. Могилу окружили кромлехом – оградой из каменных валунов.  Некоторые камни были обточены в виде человеческих фигур – древних божеств. Эти божества охраняли мир живых от мира мертвых. Могилу внутри кромлеха покрыли бревнами, но не засыпали землей – на этом месте проводили неизвестные нам священные обряды.
По-видимому, умерший вождь был очень почитаем соплеменниками. Быть захороненным возле священной могилы было особенно почетно. К удачливому предку в иной мир стали отправлять детей – вокруг основного погребения выросло целое детское кладбище!  Каждое детское погребение также имело каменные кольца-кромлехи, но меньших размеров. В детских могилах находились небольшие глиняные горшочки, содержавшие пищу для долгого пути в загробный мир. А может быть, этих детей принесли в жертву умершему вождю? Пока точного ответа на этот вопрос мы не знаем.
Прошло несколько столетий. Камни кромлеха все больше уходили под землю, но люди снова и снова приходили на священное место и совершали свои ритуалы.  Однажды древний кромлех был использован во второй раз: в центре каменного кольца похоронили еще одного мужчину. Возможно, он удостоился такой чести, потому что был выдающимся вождем, не уступавшим в славе и удачливости легендарному предку. Вокруг этой могилы не построили нового кромлеха, зато над ней насыпали небольшой земляной холм -  один из первых на Дону курганов. 
Так началась история кургана у хутора Весёлый.
 
 
Загадочное погребение
Как правило, мир живых от мира мертвых ограждали ровики, кромлехи, каменные плиты. Но иногда покойник внушал соплеменникам такой страх, что обычных способов «запереть» погребенного в могиле было недостаточно. И тогда люди придумывали невероятные, поражающие воображение погребальные обряды для «особо опасных» покойников. Одно из таких необычных погребений удалось найти к юго-востоку от первой насыпи кургана у хутора Веселый.
В могиле овальной формы был похоронен мужчина лет сорока – весьма почтенный для эпохи бронзы возраст. Скелет погребенного имел следы горения, кусочки черепной коробки были разбросаны по всей могиле – череп как будто взорвался на части от жара! Но главное – у скелета не было ног! Их отрезали покойнику после смерти, кости ног лежали в стороне, на краю погребения. Видимо, умерший вызывал такой страх, что соплеменники приложили все усилия, чтобы покойник никогда не покинул могилу.
Чем же занимался это человек при жизни? Все дно могилы было выложено сотнями заготовок кремневых изделий – ножей и скребков, наконечников стрел и дротиков. Тут же лежали инструменты для обработки камня: каменный отбойник и плитка-наковаленка.  Можно утверждать, что в этой могиле был похоронен мастер-изготовитель каменных орудий.
В эпоху бронзы древнее умение обрабатывать кремень постепенно утрачивалось. Люди, которые были способны из бесформенного камня создать изящные, удобные, прочные изделия казались колдунами, которые получили свое умение от духов предков. Возможно, среди соплеменников не нашлось никого, кому древний умелец смог бы передать свои навыки. Все запасы кремня и инструменты для его обработки были захоронены и сожжены вместе с хозяином.
Подобные нетипичные захоронения встречаются и в других курганах. Особые погребальные обряды применяли для мастеров - литейщиков, плотников, кузнецов, каменщиков. Люди нуждались в их работе, но одновременно боялись их: создание металлических, каменных, деревянных изделий казалось чудом, волшебством, а самих мастеров подозревали в колдовстве и контактах с потусторонним миром. Такое отношение к мастерам - профессионалам своего дела -  сохранилось у многих народов и в более поздние времена.
Судя по расположению этой нетипичной могилы за пределами насыпи кургана эпохи ранней бронзы, а также по признакам обряда, каменных инструментов и кремневых орудий она относится к раннему этапу периода средней бронзы.
 
От ям – к катакомбам
Курган у хутора Весёлый содержал также более десятка  катакомбных погребений. С ними были связаны пять дополнительных насыпей – курган становился все выше и выше. В катакомбах кургана Веселый были найдены разнообразные предметы. Чаще всего в посмертный путь с умершим отправляли посуду с едой, жаровню с тлеющими углями, бронзовый нож, шило, даже игральные кости – альчики. 
Особое внимание привлекли две самые ранние катакомбы кургана. В одной из них был похоронен мужчина лет сорока и десятилетний подросток. В другой – женщина примерно тридцати лет и младенец – возможно, новорожденный ребенок.
Устройство этих двух катакомб - форма и размер входных колодцев, ступеньки, форма погребальной камеры - были практически одинаковы. Опираясь на стратиграфию кургана, учёные установили, что катакомба для мужчины и подростка была выкопана несколько раньше, чем катакомба для женщины и младенца. Более того, удалось проследить, что в первой катакомбе сначала похоронили подростка, а уже потом – взрослого мужчину.
Наборы вещей в обеих катакомбах также оказались удивительно похожи, особенно те, которые положили детям. Они включали бронзовые ножи и шилья, костяные проколки, кремневые орудия. Головы подростка и младенца украшали серебряные кольца.
Самыми загадочными находками во второй катакомбе стали предметы, расположенные над головой женщины. Это были аккуратно выложенные в ряд бронзовые орудия: тесло и топорик. Рядом лежал каменный отбойник правильной формы.
 
Эти предметы в бронзовом веке считались престижными, то есть владеть ими могли только самые уважаемые в племени люди. Бронзовый топорик был символом власти. Вещи не могли принадлежать похороненной во второй катакомбе женщине - они были расположены несколько в стороне от нее. Можно предположить, что все эти предметы принадлежали при жизни мужчине из первой катакомбы, вероятному вождю племени.
Что же произошло? Почему знаки власти и престижа не были закопаны с вождем? И почему их все-таки отправили к нему при погребении женщины? Кем приходились друг другу эти люди? На этот счет у учёных есть гипотеза, которую они проверяют с помощью не только археологических, но и других научных методов.
Радиоуглеродный анализ костей всех четырех умерших показал, что жили они примерно в одно время – в XXIX веке до н.э.. То есть все четыре человека были современниками и, возможно, родственниками. Попытаемся восстановить события тех давних времен. Возможно, дело было так.
Во главе племени стоял сорокалетний вождь у которого была жена тридцати лет и десятилетний сын, наследник вождя. Сын умер и был похоронен в катакомбе-склепе.  Вскоре в семье вождя должен был родиться еще один ребенок. Однако сам вождь не дожил до рождения младенца и был похоронен рядом с сыном. После этого колодец катакомбы был засыпан, курганная насыпь над погребением подросла.
У племени была надежда: жена вождя родит ему наследника, которому перейдут символы власти отца. Однако мать скончалась при родах, умер и младенец. В свежую насыпь кургана была впущена новая катакомба для остальных членов семьи. Над головой женщины положили вещи, принадлежавшие при жизни ее мужу. Люди верили, что в загробном мире жена встретит вождя и передаст то, что принадлежало ему по праву…
Такая грустная история могла с высокой степенью вероятности произойти когда-то на нашей донской земле.
Прошли тысячелетия. Безымянные для нас племена строителей катакомб сменили новые народы, имена которых мы встречаем в описаниях греческих, римских, византийских, арабских авторов. Сарматы, половцы, монголо-татары – их погребения также были найдены под насыпью кургана у хутора Веселый. Про историю этих народов и племен, населявших нашу донскую землю в более поздние времена, вы узнаете из следующих глав учебника.
Профессор кафедры археологии и истории древнего мира, д.и.н. А.В. Кияшко
 

 

 

 

 
 

О ходе реализации проекта "Культурно-историческое развитие Тамани и Восточного Крыма в конце III - начале I тыс. до н.э. в свете археологических открытий XXI века"

По итогам основного конкурса Российского фонда фундаментальных исследований кафедра археологии и истории древнего мира ИИМО ЮФУ получила финансовую поддержку проекта "Культурно-историческое развитие Тамани и Восточного Крыма в конце III - начале I тыс. до н.э. в свете археологических открытий XXI века" на период с 2020 по 2022 год. Руководитель проекта – профессор кафедры  ЮФУ А.В. Кияшко – возглавил научный коллектив из 9 человек, куда входят специалисты из головного Института археологии РАН, Института истории материальной культуры РАН (г. Санкт-Петербург), Южного научного центра РАН (г. Ростов-на-Дону). Представлены ученые с кафедры археологии СПбГУ и из Государственного Эрмитажа. Кроме того, сотрудничество осуществляется с Института археологии Крыма РАН. 
Столь представительный состав проекта связан с феноменальным открытием в последнее десятилетие бронзового века Таманского полуострова и значительным расширением источниковой базы этой эпохи на Крымском полуострове. Благодаря широкомасштабным изысканиям в зоне строительства Крымского моста и обновления инфраструктуры Крыма найдено и исследовано около 30 бытовых объектов эпохи поздней бронзы.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью введения в научный оборот огромного массива новых данных, который исчисляется тысячами экземпляров находок. Эта источниковая база  требует научного осмысления на базе современных методических и методологических подходов к анализу массового археологического материала.
В проекте выдвинута и подлежит обоснованию новаторская научная идея о заселении в первой половине II тыс. до н. э. Тамани и Восточного Крыма племенами из Северного Причерноморья, близкими по хозяйственному укладу и культурным традициям населению карпато-балканского региона. Речь идет о носителях сабатиновской археологической культуры. Согласно предлагаемой гипотезе, они мигрировали из степей северо-западного Причерноморья в направлении Предкавказья через районы Восточного Крыма и Таманского полуострова. Сабатиновские племена основали на изучаемой территории долговременные поселения, раскопанные в последние годы археологами.  По сути дела, речь идет о до греческой колонизации региона носителями развитой оседлой культуры, сочетавшей в хозяйстве навыки придомного скотоводства с элементами земледелия.
В проекте аргументируется длительное существование в регионе  сабатиновской и  вырастающей на её основе белозерской культуры. Выдвигается идея об их генетической связи с фракийскими племенами Центральной и Восточной Европы. Такая специфика  памятников бронзового века позволяет новаторски трактовать процесс синдо-меотского этногенеза, особенности греческой колонизации и некоторых вопросов этнической истории Боспорского царства.

В ходе выполнения проекта ожидаются следующие результаты:
• введение в научный оборот и популяризация материалов бронзового века Тамани, открытие которых стало одним из самых ярких событий в археологии XXI века;
• получение на основе материалов проекта новых данных о взаимосвязи палеогеографических факторов и систем жизнеобеспечения древнего населения;
• получение на основе на основе археологических и естественно-научных методов новых данных о миграции населения позднего бронзового века из карпато-балканского региона через Крым и Тамань на территорию Предкавказья;
• конкретизация механизмов трансформации археологических культур в диапазоне "позднее Бабино - ранняя Сабатиновка - поздняя Сабатиновка - Белозерская культура" на основе изучения особенностей керамического материала;
• реконструкция культурно-исторического развития Тамани и Восточного Крыма в финале среднего - позднем бронзовом веке  (конец III - начало II тыс. до н.э.);
• конкретизация культурно-генетических процессов эпохи бронзы Восточной Европы в целом (уточнение карты миграций, определение сфер влияния очагов металлообработки) и по ряду частных вопросов (генезис и распространение каменного домостроительства, параллели в сюжетах карпато-балканского и кавказского искусства и т. д.).
 
 
 
 
 
Карта миграции племен позднего бронзового века.

Ожидаемые результаты проекта создадут дополнительную базу для разработки теорий генезиса археологических культур, их связи с этнической истории региона на рубеже эпохи бронзы - раннего железного века. Одновременно эти результаты будут иметь прикладное значение в качестве основы для последующих культурно-исторических реконструкций.
Особо следует отметить, что в работах по проекту планируется задействовать ресурсную базу других подразделений ЮФУ (факультеты физический, химический) для организации, прежде всего, междисциплинарных естественно-научных исследований археологических материалов. В рамках проекта будут проведены учебные археологические практики для студентов и магистров ИИМО, международная археологическая конференция на базе ЮФУ, подготовлены четыре монографии и две кандидатские диссертации.
Профессор кафедры археологии и истории древнего мира, д.и.н. А.В. Кияшко